Фестиваль скидок на шины и услуги

Зимняя-летняя: когда менять резину, чем они отличаются, законы и регламенты

Авторезина, как и любой материал, меняет свои свойства в зависимости от воздействия различных факторов, ключевой из которых — температура воздуха. 

Почему нельзя ездить круглый год на одной резине, когда менять летние шины на зимние и наоборот — расскажем в статье. 

Когда нужно менять летнюю резину на зимнюю

По общим правилам, автомобилистам нужно устанавливать зимние шины, когда максимальная температура днём составляет менее 5 градусов в течение недели. Но многие эксперты советуют менять резину раньше. Например, Максим Рязанов — техдиректор сети автосалонов Fresh Auto, советует водителям ехать на шиномонтаж при среднесуточной температуре воздуха 7 градусов. И есть три причины не дожидаться серьёзных холодов:

  1. Свойства резины. Летние шины утрачивают эластичность при снижении температуры. Твёрдый протектор плохо сцепляется даже с сухим асфальтом, не говоря уже о мокрой дороге.

  2. Ночные заморозки. Когда температура днём держится на отметке 5–7 градусов, ночью она может падать ниже нуля. В результате на мокром асфальте появляется тонкая ледяная корка, с которой не справятся летние шины.

  3. Очереди в мастерских. С наступлением сезона смены шин многие владельцы легковых авто и кроссоверов едут на СТО, и появляются очереди. Поэтому лучше не откладывать эту процедуру на последний день.

Помимо общих рекомендаций, нужно учитывать ряд факторов: тип ТС, регион, работу коммунальных служб в населённом пункте и т. д. Например, по словам автоэксперта Юрия Пархоменко, в РФ лучше не ездить на всесезонных шинах. Да, такие модели удовлетворяют требованиям законодательства, но использовать их в условиях суровых российских зим небезопасно. Эксперт советует выбирать качественные шипованные шины, поскольку зимы в РФ непредсказуемы, и малоснежную погоду может резко сменить мороз с гололёдом. По мнению Юрия Пархоменко, нешипованные шины непредсказуемы на льду.

Также эксперт советует внимательно следить за стилем езды в зимний период, плавно входить в повороты, избегать резких торможений, не ездить на высокой скорости.

Что говорит закон

В соответствии с пунктом 5.5 Техрегламента Таможенного союза «О безопасности ТС», автомобилистам запрещено использовать летнюю резину с декабря по февраль, а зимнюю (шипованную) — с июня по август. Эти правила действуют с 1 января 2015 года. Также есть региональные нормы о смене шин. Они зависят от климата, их устанавливают местные власти.

На обычные фрикционные зимние шины эти ограничения не распространяются. Автомобилисты могут использовать их летом.

Можно ли получить штраф

Отдельного штрафа за неисполнение требований Технического регламента в РФ нет. На рассмотрении чиновников было несколько законопроектов, которые предусматривали взыскание на сумму 2–10 тысяч рублей за такие нарушения, но ни один из них не приняли.

В 2024 году сотрудники ГИБДД могут штрафовать водителей за использование резины не по сезону по статье 12.5 КоАП РФ. Она устанавливает ответственность за управление ТС при наличии условий, которые запрещают эксплуатацию. В соответствии с частью 1 этой статьи, водителю могут выписать штраф на 500 рублей. Оплатить его можно с 50% скидкой в течение 20 дней после получения.

Чем зимняя резина отличается от летней

Владелец автосервиса Fit Service Николай Погуляев рассказал об основных отличиях зимних шин от летних:

  1. Состав резиновой смеси. Летние шины рассчитаны на использование в тёплое время года, поэтому по мере снижения температуры резина начинает твердеть, терять сцепные свойства. В компаунд всесезонных и зимних моделей добавляют силику и полимеры, благодаря которым протектор остаётся эластичным при отрицательных температурах.

  2. Мягкость. Зимние шины всегда мягче летних, поскольку их задача — обеспечить оптимальное сцепление со снегом и льдом. Летний протектор делают более жёстким, чтобы защитить от абразивного истирания при контакте с асфальтом.

  3. Рисунок протектора. В большинстве летних моделей дренажная система состоит из глубоких продольных канавок. Они удаляют воду из пятна контакта при езде в дождь, позволяют проще проходить водяной клин — машина будто движется по рельсам. В зимних моделях производители делают упор на развитую ламельную сеть. Ламели улучшают контакт со скользкой дорогой. На летних моделях ламели тоже встречаются, но здесь их куда меньше.

  4. Глубина протектора. Здесь всё зависит от модели, но для летних шин этот показатель меньше, чем для зимних. Если зимнюю резину нужно менять при глубине протектора 4 мм, то на летней можно ездить до 1,6 мм.

Важно понимать, что использование шин по сезону ещё не гарантирует безопасности на дороге. На показатели динамики, управляемости и длины тормозного пути влияет также качество модели. Шины среднего и премиального класса демонстрируют более высокий уровень безопасности, чем бюджетные аналоги. Причина — более качественный состав, продуманный дизайн протектора.

Недостатки езды на зимних шинах летом и наоборот

Помимо риска получить штраф, использование зимних шин летом чревато таким проблемами:

  1. Преждевременный износ протектора, поскольку мягкая зимняя резина не предназначена для езды по твёрдому, разогретому асфальту.

  2. Повышение расхода топлива. Мягкость протектора повышает сопротивление качению.

  3. Более высокий уровень шума во время езды. В особенности это касается моделей с шипами.

Летние шины не стоит использовать зимой, поскольку они попросту не справятся со снегом и льдом.

Какие шины можно использовать в зимний период

На такой резине должно быть символьное и буквенное обозначение:

  • горная вершина с тремя пиками, внутри которой — снежинка;

  • знаки M&S, M+S или M S.

Зимние шины отличаются от летних визуально — у них более глубокий протектор, массивные грунтозацепы, множество мелких ламелей для лучшего сцепления с обледеневшими поверхностями. Также могут быть металлические шипы для максимальной устойчивости на льду.

В Техническом регламенте есть также степень предельно допустимого износа для зимних шин. Минимальная глубина протектора — 4 мм. Такие же требования установили в большинстве европейских государств.

Также в регламенте установили степень ошиповки для зимних моделей. Так максимальное количество шипов не должно превышать 60 штук на погонный метр протектора. Большее число возможно только при проведении испытаний, которые докажут незначительное влияние металлических частей на износ дорожного полотна.

Особенности шипованных шин

Такие модели хорошо подходят для снежных российских зим. Особенность шин — металлические шипы, которые выступают из резины на 0,9–1,5 мм. Для гоночных моделей возможна высота шипа 2–4 мм, но такие шины запрещено использовать на дорогах общего пользования.

Основное преимущество шипов — высокое сцепление с укатанным снегом и льдом. Результат: лучшая динамика разгона и эффективное торможение на скользких покрытиях, снижен риск неконтролируемых заносов при прохождении поворотов. Шипованная резина — выбор автомобилистов, которые часто выезжают на загородные дороги в зимний период. Здесь лёд и снег никто не убирает, потому цепкая резина необходима для безопасного передвижения.

Минус шипов — в большем уровне шума в сравнении с обычными шинами. Но за последние 20 лет характеристики изменились, и у современных моделей акустический комфорт близок к нешипованным аналогам. Одной из самых тихих зимних шин с шипами считают Pirelli Ice Zero 2. Производитель снизил уровень шума на 20% в сравнении с моделью Zero 1. Акустический резонанс здесь снижает особое расположение элементов, а также технология шипа с двойным сердечником.

Нужно ли использовать знак «Шипы»

До 2018 года российских водителей штрафовали за отсутствие треугольного знака «Шипы» на машине с шипованными шинами. В 2024 году обязанность использовать табличку отменили. Перечень опознавательных знаков, которые нужно устанавливать на автомобили, указан в пункте 8 «Основных положения по допуску ТС к эксплуатации» ПДД РФ. И таблички «Шипы» в этом списке больше нет.

Особенности нешипованных зимних шин

Если вам приходится часто ездить зимой по мокрому асфальту и укатанному снегу, то лучше отдать предпочтение нешипованной или фрикционной резине. Такие модели — оптимальный выбор для мегаполисов, где сотрудники коммунальных служб не допускают образования льда и снега на дорогах.

Водители называют нешипованную зимнюю резину «липучками». Есть два вида таких шин:

  1. Европейский. Это модели для относительно тёплых зим, когда снег тает быстро, лёд практически не образуется, а температура не опускается ниже –20 градусов.

  2. Скандинавский. Вариант для снежных суровых зим. Особенность таких моделей — более мягкий протектор, который обеспечивает «прилипание» шины ко льду и снегу.

Сегодня фрикционные шины скандинавского типа практически не проигрывают шипованным аналогам по качеству сцепления со снегом и льдом. Например, модель Pirelli Ice Zero Friction устойчива на скользких и мокрых дорогах благодаря крупным блокам с многочисленными ламелями. Её плюс перед шипованными аналогами — минимальный уровень шума.


Как продлить срок службы шин

Чтобы продлить срок службы летней и зимней резины, следуйте таким советам:

  1. Меняйте шины по сезону. В особенности это касается зимних моделей.

  2. Проверяйте давление. Как избыточное, так и недостаточное давление вредно для шин. В первом случае страдает центр протектора, во втором — плечевые зоны. Если уровень давления ниже нормы на 0,3 атмосферы, то шина прослужит на 20% меньше. Поэтому ежемесячно нужно проверять давление. Зимой замеры проводят не в отапливаемом гараже, а на улице.

  3. Меняйте шины местами. Рекомендуется каждые 10 тысяч километров пробега менять местами передние и задние шины. Так износ будет равномернее.

  4. Не превышайте скоростной режим, забудьте об агрессивной езде. У каждой модели есть индекс скорости. Например, шины с маркировкой L рассчитаны на скорость до 120 км/ч, а S — 180 км/ч. Также желательно обкатывать новую резину на скорости не более 80 км/ч. Для летних моделей — 100 км, зимних — около 500 км. Шипованные шины желательно обкатать около 800 км (для «укладки» шипов»). Подробнее об обкатке шин читайте здесь. Также нужно учитывать индекс нагрузки.

  5. Контролируйте равномерность износа. Если вы заметили неравномерность износа протектора, нужно проверить углы установки колёс и выполнить их балансировку.

Эксплуатационный ресурс зависит от модели. Иногда его указывает производитель. Если же нет, то узнать ресурс можно из результатов независимых тестов, которые регулярно проводят автомобильные издания.

Часто задаваемые вопросы

Напоследок дадим ответы на несколько распространённых вопросов, которые связаны с выбором и заменой шин.

Когда лучше покупать зимние шины?

По мнению специалистов, лучшее время для покупки — август и сентябрь. В это время в магазины завозят новые партии моделей для предстоящего сезона, а большого ажиотажа со стороны клиентов ещё нет. К тому же, к концу лета крупные профильные издания уже успевают опубликовать свои тесты зимних новинок.

Зимой лучшим временем для покупки зимних шин считают конец января. В это время магазины нередко проводят сезонные распродажи.

Можно ли покупать шины б/у?

Георгий Божедомов (представитель компании Pirelli) не советует покупать подержанные шины. Их частые проблемы — стёртый протектор и сложности с балансировкой, которые не оправдывает низкая цена. Но даже если шина визуально выглядит хорошо, у неё могут быть скрытые повреждения. Поэтому между премиальными б/у моделями и новыми шинами среднего класса эксперт рекомендует выбирать второй вариант. И отзывы автомобилистов подтверждают это мнение.

Как понять, что резину пора менять из-за износа?

Помимо сезонности, причиной замены может стать износ. О том, что шины нужно менять, свидетельствуют такие факторы:

  1. Небольшая глубина протектора. О минимальной глубине мы уже говорили выше. Замерить её можно монетой или линейкой. Также на некоторых моделях шин производители предусматривают индикаторы износа. Это вставки в канавках, которые оголяются при износе, или условные обозначения, которые стираются.

  2. Нарушение геометрии из-за неравномерного истирания. Причина этой проблемы — разбалансированность шин и колёс, стиль вождения, дефекты колёсных дисков, повреждения рулевого механизма, подвески и т. д. Даже если вы устраните первопричину, ездить на таких шинах будет опасно.

  3. Трещины на боковой части шин. Эти повреждения обычно заметны невооружённым глазом. Если боковина повреждена, шина может взорваться во время движения.

  4. Появление вибраций в процессе езды. Если машину слегка трясёт при езде по ровной дороге, то возможны две причины проблемы: вздутие шин или подвеска.  

  5. Выпуклости. Такие неисправности возникают в результате езды с перекачанными шинами или при несоблюдении скоростного режима. Причина дефекта — повреждение кордовых нитей, что впоследствии может привести к взрыву колеса.

Если шины сильно износились, то ездить на них небезопасно.

Как хранить шины?

Чтобы комплект шин прослужил вам много сезонов, придерживайтесь таких рекомендаций:

  1. Перед хранением резину нужно очистить. Достаточно тщательно промыть её водой, но можно использовать специальный шампунь.

  2. Допустимая температура хранения — от –30 до +35 градусов. Поэтому комплект шин можно разместить на балконе или неотапливаемом гараже. Главное — защитить их от прямых солнечных лучей. На открытом воздухе рекомендуют хранить шины не более месяца.

  3. Минимальное расстояние между отопительными приборами и шинами — 1 метр.

  4. Модели шириной до 215 мм можно хранить штабелями горизонтально. Более широкие аналоги размещают вертикально. Причём раз в три месяца их рекомендуют переворачивать.

  5. Подвешивать шины нежелательно, особенно узкие. Так можно испортить заводскую геометрию.

Колёса в сборе можно хранить в накачанном виде. При необходимости, их можно подвесить.